|
![](../pic/body_up.jpg) |
Кир Булычев - Биография
БУЛЫЧЕВ, Кир (или Кирилл)
(псевд. Игоря Всеволодовича Можейко)
(р.1934)
Рус. сов. прозаик, киносценарист и ученый-историк, известный также
произв. др. жанров (приключенческой, биографической, науч.-поп.
и науч.-худож. лит-ры), один из ведущих и самых плодовитых авторов
сов. НФ 1960- 80-х гг. Род. в Москве, окончил Моск. пед. ин-т иностр.
яз. им. Мориса Тореза с дипломом востоковеда, работал в Бирме; с сер.
1960-х и по наст. время - науч. сотрудник Ин-та востоковедения АН; автор
мн. монографий, науч.- поп. и науч.-худож. книг; д-р историч. наук. Печататься
начал с 1960 г. Лауреат Гос. премии СССР (1982 - за кинодраматургию). Первые
НФ публикации - р-з-мистификация "Долг гостеприимства" (1965; напечатан как
переводной, автором указан "бирманский прозаик Маун Сейн Джи") и подборка
р-зов - "Девочка, с которой ничего не случится" (1965). Живет в Москве.
Первые р-зы о приключениях на Земле и в космосе девочки 21 в.
Алисы Селезневой, с к-рой дебютировал в НФ Б., положили нач.
долгой серии детской НФ, принесшей автору значительный успех
и популярность среди читателей-подростков; повести об Алисе,
впервые изд. в разл. ант. (и неоднократно переизд.), составили сб. -
"Девочка с Земли" (1974), "Сто лет тому вперед" (1978),
"Миллион приключений" (1982), "Девочка из будущего" (1984),
"Непоседа" (1985), "Пленники астероида" (1988), "Новые приключения Алисы" (1990);
ряд произв. экранизирован (чаще всего - по сценарию самого Б.)
в виде худож. фильмов, полнометражных мультфильмов и телесериалов.
Начатая свежо и талантливо - Б. умело заполнил долго
пустовавшую лакуну остросюжетной, интеллигентной и в то
же время нравственно-"пед." НФ для детей и подростков, -
серия с течением времени откровенно выдохлась, продолжая
пополняться нов. повестями по инерции; а кардинальные
изменения в общественной жизни страны на перепаде 1980-90-х гг.
превратили образ "пионерки" коммунистического близкого будущего
в анахронизм. Тем не менее, успешная - на протяжении четверти века -
издательская и кинематографическая судьба цикла подтвердила уникальное
коммерческое чутье Б., ближе всех в сов. НФ (исключая - по иным причинам -
А. и Б.Стругацких ) подошедшего к статусу автора-"бестселлериста".
Дар юмориста (в большей степени, чем сатирика) Б.
впечатляюще продемонстрировал ранними р-зами о жителях
провинциального города Великий Гусляр, частично
объединенными в сб. "Чудеса в Гусляре" (1972);
выписанный с юмором и симпатией, город стал прекрасным
полигоном, на к-ром можно было наблюдать столкновение
узнаваемого сов. быта 1960-80-х гг. с самыми невероятными
фантаст. событиями, часто поданными как умная пародия на
штампы НФ лит-ры, - от "рутинных" высадок инопланетян до
реализации сказочных ситуаций рус.: продажи в местном магазине
золотых рыбок, исполняющих желания - в р-зе "Поступили в продажу
золотые рыбки" (1972); обнаруженного в окрестностях Великого Гусляра
эликсира бессмертия - в повести "Марсианское зелье" (1971); последняя
экранизирована. Однако, как и в случае с сериалом об Алисе, более поздние
р-зы - а впоследствии и объемные повести - о жителях Великого Гусляра не
принесли нов. качества, была утеряна пародийная легкость, а на фоне политич.
"застоя" 1970-80-х гг. мягкий и вполне "безопасный" юмор Б. иногда начинал
раздражать своей благостностью; неск. "осмелел" писатель только в конце 1980-х -
повесть "Перпендикулярный мир" (1989) и др. "пост-перестроечные гуслярские" истории.
Поздние произв. цикла составили сб. - "Великий Гусляр" (1987), "Глубокоуважаемый
микроб, или Гусляр в космосе" (1989), "Марсианское зелье. Самая полная
летопись Великого Гусляра" (1990).
Разносторонее НФ тв-во Б. не сводится к указанным сериалам.
Успех писателю принесли уже ранние р-зы и повести, к-рые объединил
программно названный (в полемике с авторами утопий - от Г.Уэллса до
С.Снегова ) сб. "Люди как люди" (1975), определивший "экологическую
нишу" Б. в отечественной НФ: камерные истории о простых людях,
попавших в невероятные обстоятельства, точность психол. рисунка,
бытовые детали, создающие неповторимое правдоподобие самых
экзотических миров НФ, юмор, емкий лаконичный язык интеллигентной
"гор. прозы"; др. произв. короткой формы составили сб. - "Летнее
утро" (1979), "Перевал" (1983), "Похищение чародея" (1989),
"Коралловый замок" (1990). В ряде р-зов жизнь людей решительно
меняется под воздействием фантаст. изобретений и открытий:
аппарата для чтения мыслей в "Короне профессора Козарина" (1973),
искусственного зрения - в р-зе "Глаз" (1978); в повести "Умение кидать
мяч" (1973) абсолютно неспортивный герой, неожиданно обретший способность
с исключительной точностью бросать предметы, пытается стать баскетболистом;
экранизирована. В р-зе "Можно попросить Нину?" (1973) наш современник может
говорить по телефону с абонентом из осажденного Ленинграда 1941 г.; в повести
"Половина жизни" (1974) агрессивные пришельцы похищают с Земли простую рус.
женщину, к-рая, однако, не упала духом в полной изоляции от себе подобных и
"нашла себя", став героиней на далекой планете. Интересна и детально
проработана остросюжетная повесть "Похищение чародея" (1979),
рассказывающая о том, как наши потомки - историки из далекого
будущего - пытаются осуществить "прогрессорскую" деятельность в
ср.-век. росс. прошлом, спасая гения-самородка; экранизирована.
Среди др. р-зов выделяются два остроумных примера "вывертов"
эволюции: "Когда вымерли динозавры?" (1967) и "Мутант" (1977).
Ряд более традиционных "космич." повестей и р-зов Б. объединен одним
героем - космич. медиком Павлышом; цикл включает в себя: один из лучших
ранних р-зов Б. - "Снегурочка" (1973), а также повести - "Великий Дух и
беглецы" (1972) и "Закон для дракона" (1975). К циклу примыкает редкий в
тв-ве Б. НФ роман "Последняя война" (1970) - одно из немн. в сов. лит-ре
произв., описывающих последствия ядерной войны, правда, на др. планете,
куда, с целью возродить жизнь на атомном пепелище, прибыла земная экспедиция.
Из др. произв., связанных с освоением космоса, выделяются: психол. новелла "О
некрасивом биоформе" (1974), герой к-рой претерпевает полн. биол. трансформацию
организма для того, чтобы выжить и работать на суровой планете; р- зы "Мир
странный, но добрый" (1967; др. "Так начинаются наводнения") и "Хоккей Толи
Гусева" (1972), в к- рых действие развертывается на планетах с необычными физ.,
климатическими и экологическими явлениями. Повесть "Перевал" (1980), ставшая первой
частью романа "Поселок" (1988), - увлекательная "робинзонада" потомков потерпевших
кораблекрушение на др. планете, вынужденных сосуществовать с местной природой и
поддерживать рудименты земной цивилизации; по мотивам повести создан полнометражный
мультфильм. Также экранизирована остросюжетная повесть "Подземелье ведьм" (1987),
соединяющая элементы "космической оперы" и "героической фэнтзи" и посвященная
приключениям агента Земли на неблагополучной планете; с нею сюжетно связан роман
"Агент КФ" (1984, 1986).
В сер. 1980-х гг. за Б. закрепилась репутация добротного
мастера коммерческих НФ сериалов (об Алисе, о Великом Гусляре),
не обостряющего отношения с издателями и идеологическими инстанциями
обращением к "политике", но и не снижающего наработанного лит. уровня.
В последние годы писатель попытался этот уровень поднять, значительно расширить
тематику своих произв., однако пока рано говорить о нов. творческом лице Б. - пока
эти попытки представляются скорее стремлением оперативно откликнуться на острую
"перестроечную" тематику. В повести "Смерть этажом ниже" (1989) рассказывается
о катастрофе секретного хим. завода в сибирском городе и о попытках местных
властей скрыть информацию о тысячах жертв; последний сб. Б. - "Апология"
(1990) - включает разл. по уровню, но в осн. провоцирующие, на грани
кощунства, р-зы, напр., "Встреча под Ровно" (1990) - история тайной
встречи Гитлера со Сталиным, причем оба диктатора оказываются на поверку
инопланетянами, жестокими "воспитателями" земной цивилизации.
Фантаст. элементы содержатся также в ряде историко-приключенческих книг
Б.: повести "Меч генерала Бандулы" (1968) и романе "На днях землетрясение в
Лигоне" (1980). Перу Б. принадлежат также многочисленные переводы англ. и амер.
НФ и ряд сценариев НФ фильмов и фильмов в жанре "совр. сказки" - "Через тернии -
к звездам" (в соавт. с Р.Викторовым); опубл. в 2-х частях: "Дочь космоса" (1980)
и "Ангелы космоса" (1981); "Комета" (в соавт. с Р.Викторовым), "Слезы капали" (в
соавт. с Б.Володиным и Г.Данелия; поставлен в 1982 г.), "Поляна сказок" (поставлен в 1988 г.).
Др. соч.: "Тайна Урулгана" (1991). "Приключения Алисы" в 7-и тт.
(т. 1-7 - 1991-1992). "Река Хронос" (1992). Сб. "Закон для дракона" (1992). Сб.
"Тиран на свободе" (1992). "Любимец" (1993). "Покушение на Тесея" (1994) "Галактическая
полиция" в 3-х тт. (т. 1-3 - 1995). Сб. "Дети динозавров" (1996).
|
|
![](../pic/body_down.jpg) |
|
|