|
|
Шекли, Роберт - Биография
Биография и библиография Роберта Шекли
(р.1928)
Амер. прозаик, один из ведущих представителей сатирической и юмористической
НФ США в 1950-60-х гг. Род. в Нью-Йорке, после службы в армии окончил Нью-Йоркский
ун-т, рано начал писать; с 1951 г. - професс. писатель. Первая публикация -
"Последняя проверка" (1952). В конце 1970-х гг. неск. лет проработал ред. отдела
прозы журн. "Омни" (Omni), после чего вел "кочевую" жизнь, постоянно меняя место
жительства в США и Европе.
Успех и устойчивую репутацию блестящего юмориста и сатирика принесли Ш.
короткие р-зы, в осн., написанные в 1950-е гг. Большинство их представлено
в сб. - "Нетронуто руками человека" [Untouched by Human Hands] (1954; испр. 1955),
"Гражданин в космосе" [Citizen in Space] (1955), "Паломничество на Землю" [Pilgrimage
to Earth] (1957), "Идеи: неограничены" [Notions: Unlimited] (1960), "Лавка
бесконечности" [Store of Infinity] (1960), "Осколки космоса" [Shards of Space]
(1962); более поздние р-зы включены в сб. - "Ловушка для людей" [The People Trap]
(1968), "Что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?" [Can You Feel Anything When
I Do This?] (1971; др. - "То же и вам - в двойном размере" [The Same to You Doubled]),
"Омнибус Роберта Шекли" [The Robert Sheckley Omnibus] (1973), "Мой двойник - робот"
[The Robot Who Looked Like Me] (1978), "Удивительный мир Роберта Шекли" [The Wonderful
World of Robert Sheckley] (1979), "И люди занимаются этим?" [Is That What People
Do?] (1984). Кроме того, выпущено "Собрание рассказов Роберта Шекли" в 5-и тт.
[The Collected Short Stories of Robert Sheckley] (тт.1-5 - 1991).
Хотя в большинстве своем тв-во Ш.-рассказчика ограничено задорным, искрометным
и достаточно безобидным юмором, в показном безоблачном "веселье" отчетливо
слышны тревожные ноты, особенно это касается тех произв., где автор ставит
под сомнение способность человека совладать с внутренними демонами саморазрушения.
В "Абсолютном оружии" (1953; рус. 1966; 1968) исследователи на Марсе, польстившись
на местное сверх- оружие (уже сработавшее на ставшей пустынной планете), забыли
о том, что таковое и предназначалось, видимо, абсолютно против всех, включая
нашедших его; та же идея является центр. в "Пушке, которая не бабахает" (1958;
рус. 1983 - автором указан Финн О'Донован"; др. - "Не бабахает"). Абсолютным
(в смысле - саморазрушительным) оружием может стать и простая человеческая
агрессивность, к-рую "моралисты" пытаются канализировать, придав убийству
форму легального контракта - "Ордер на убийство" (1954; рус. 1965; 1966),
или массового спорта и досуга в будущем - как в одной из самых известных
новелл Ш. - "Седьмая жертва" (1953; рус. 1978; 1989) (см. Криминология)
; после экранизации р-за (см. "Десятая жертва") Ш. опубл. новеллизацию
сценария - "Десятая жертва" [Tenth Victim] (1966), а спустя 20 лет вернулся
к теме в романах-продолжениях: "Первая жертва" [Victim Prime] (1987),
"Охотник/Жертва" [Hunter/ Victim] (1988). Изящный р-з "Бесконечный Вестерн"
(1976; рус. 1984) посвящен демифологизации, в духе фильма М.Крайтона
"Мир Дикого Запада ", еще одного кровавого амер. развлечения.
Более мягким юмором проникнуты мн. р-зы, посвященные контакту и инопланетянам:
"Не тронуто руками человека" (1952; рус. 1968 - "Где не ступала нога человека"),
"Запах мысли" (1953; рус. 1966; 1968), "Пиявка" (19..; рус. 1971); культурный
геоцентризм при встрече с экзотическими формами внеземной жизни может привести
к трагедии - как это случилось в р-зе "Чудовища" (1953; рус. 1990) . Самый,
вероятно, любопытный звездолет в НФ, члены экипажа к-рого одновременно являются
и его "составными частями", образуя в совокупности исправный биомеханизм
(см. Коллективный разум), нарисован в р-зах - "Специалист" (1953; рус. 1966;
1966; др. - "Ускоритель"), "Форма" (1953; рус. 1965; 1966; др. - "Экспедиция
с Глома"). Др. неиссякающий источник вдохновения Ш.-сатирика и юмориста -
роботы, земные и инопланетные: "Мятеж шлюпки" (1955; рус. 1964; 1964; др. -
"Бунт спасательной лодки"), "Особый старательский" (1959; рус. 1965; 1966; др. -
"Спецзаказ Золотоискателя") (см. Венера), "Мой двойник - робот" (1973; рус. 1984),
"Робот Рекс" (19..; рус. 1989) и др.; кибернетическая антиутопия, в к-рой преступников
ловят и карают с помощью электронного "стервятника", изображена в "Страж-птице"
(1953; рус. 1969; 1968); проблемам криминологии будущего посвящен также р-з "Вор
во времени" (1952; рус. 1984) (см. Путешествия во времени). В шутливой "Битве"
(1954; рус. 1971) Армагеддон представляет собой финальную битву кибердемонов
против киберангелов (см. Боги и демоны, Религия); в отличие от традиционно
фольклорных сверхъестественных существ в "Демонах" (1953; рус. 1966; 1966),
герой р-за "Бухгалтер" (1953; рус. 1971; 1990) - мальчик из семьи чародеев -
мечтает, оказывается, о более прозаической профессии "нормальных" людей
(см. Магия). С присущим Ш. блеском и остроумием деликатные проблемы секса
и эротики решаются в р-зах: "Идеальная женщина" (1954; рус. 1986; 1990;
др. - "Совершенная женщина"), "Паломничество на Землю" (1956; рус. 1963;
1964), "Язык любви" (1957; рус. 1968; 1988), "И люди занимаются этим?"
(1972), "Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?" (19..; рус.1992).
В блестящем по форме - а по существу абсурдистском и "черно-юмористическом" - романе "Обмен разумов" [Mindswap] (1966; рус. 1968) наметился окончательный уход Ш. из НФ в сопредельные жанры (см. Абсурдистская НФ). Его последующие работы, начиная с книги-мозаики - "Координаты чудес" [Dimensions of Miracles] (1968; рус. сокр. 1973; 1983); фрагм. - "Город-мечта на глиняных ногах" (1968; рус. 1968; др. - "Город - мечта, да ноги из плоти"), "Сколько стоит планета" (1968; рус. 1972; 1973; др. - "Планета по смете"); - подтвердили тенденцию: юмор писателя заметно иссяк, "почернел", а заумные, потерявшие былую легкость сюрреалистические конструкции (как правило, в ущерб логике и сюжету) быстро отодвинули одного из ведущих авторов НФ первого послевоен. десятилетия на периферию этой лит-ры.
К последним произв. Ш. относятся романы:
"Драмокл: межгалактическая мыльная опера" [Dramocles: An Intergalactic Soap Opera] (1983),
"Дополнительно на выбор" [Options] (1975; рус. фрагм. 1982; фрагм. 1990),
"Алхимический брак Алистэра Кромптона" [The Alchemical Marriage of Alistair Crompton]
(1958 - "Шуточки"; доп. 1978; др. - "Кромптон Раздвоенный" [Crompton Divided]),
"Лабиринт Минотавра" [Minotaur Maze](1991),
повести - "Ксолотль" [Xolotl] (1991) и "Чужой звездный рой" [Alien Starswarm] (1991).
В соавт. с Р.Зелазни написаны романы "Принеси мне голову Прекрасного принца" [Bring
Me the Head of Prince Charming](1991; рус. 1994), "Коль в роли Фауста тебе не повезло"
[If at Faust You Don't Succeed] (1993; рус. 1996), а в соавт. с Г.Гаррисоном создан
пародийный роман - "Билл - герой Галактики на планете закупоренных мозгов" [Bill,
the Galactic Hero on the Planet of the Bottled Brains] (1990).
Ш. является также автором-составителем НФ альбома "Футурополис: невозможные
города научной фантастики и фэнтези" [Futuripolis: Impossible Cities in Fantasy
and Science Fiction and Fantasy] (1979)
|
|
|
|
|